Урока: Компьютерное информационное моделирование




Скачать 99.69 Kb.
НазваниеУрока: Компьютерное информационное моделирование
Дата публикации08.04.2013
Размер99.69 Kb.
ТипУрок
www.shkolnie.ru > Информатика > Урок
Урок по теме: Компьютерное информационное моделирование (КИМ).

10 класс.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Разработала: Каверина Наталья Евгеньевна, учитель информатики и ИКТ.

Урок разработан с использованием исследовательской технологии (авторская) и с учетом требований новых ФГОС по использованию системно-деятельностной методологии в обучении. старшеклассников

Занятие № 18 (1 час).

Тема урока: «Компьютерное информационное моделирование. (1 час)».

Тип урока: ознакомления с новым материалом и применения знаний и умений; урок-исследование.

^ Цель урока:

Образовательная:

  • Умение находить причинно-следственные связи, рядоположенность данных, порядок следования событий, сравнивать, доказывать, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы);

  • Получение новых знаний (знакомство с новыми понятиями, явлениями…),

  • Умение переносить ранее полученные знания, схемы и алгоритмы решения задач на новую область,

  • Умение использовать моделирование и эксперимент как метод получения знания,

  • Интеграция знаний из психологии и информатики.

Воспитательная:

  • Умение следовать принципам диалогического, субъектно-субъектного общения

  • Умение работать в команде.

Развивающая:

  • Развитие речи, логического мышления, умения выдвигать, доказывать и опровергать гипотезы, строить план исследования,

  • Активизация мотивации к изучению предмета,

  • Развитие умственной деятельности (выполнения операций анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, давать определения понятиям, выделять существенные признаки объектов, цели и способы действий).

Оборудование: проектор, экран, ПК, учебники, тетради, ручки, доска. Проводится в компьютерном классе.

^ План урока (1 час).

№ п/п

Этап

Приемы, методы, технологии

Время (мин)



Организация начала занятий, поиск проблемы, постановка цели урока, выдвижение гипотезы

Исследовательская, проблемная, диалог

4



Поиск нового знания

Диалог, ассоциативная, игровая, исследовательская, компьютерная, групповая

15



Исследование с элементами эксперимента, практикум в использовании моделирования как научного метода, первичное усвоение новых знаний

Исследовательская, групповая

20



Первичная проверка понимания

Ответы на устные вопросы

3



Домашнее задание + рефлексия

Влияние на ведущие каналы восприятия (АВК) + вербализация ощущений

2

Задание на дом: § 3.1 (учебник Семагин, 10 кл.), используя все доступные источники информации найти ответ на вопрос: «Какие еще научные методы существуют?»; проектная деятельность: работая в группах, парами, составьте КИМ (Напишите алгоритм или программу) по выявлению уровня тревожности человека.

^ Тестовый материал для выполнения проекта.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова)

Описание

Методика состоит из 50 простых утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. Существует несколько вариантов проведения исследования.

Испытуемому поочередно предлагаются карточки с утверждениями. Испытуемый формирует две стопки. В одну он складывает утверждения с которыми согласен, во вторую — те, с которыми не согласен.

Испытуемому предлагается бланк с утверждениями, в котором он отмечает свое согласие или не согласие с утверждениями.

Групповой. Испытуемым предоставляются бланки для ответов. Список утверждений зачитывается или записывается на отдельном бланке.

Тестирование продолжается 15-30 мин.

Стимульный материал

Инструкция для варианта с карточками:
Перед Вами 50 карточек с некоторыми утверждениями. Вам необходимо сейчас брать по одной карточке, читать, написанное на ней утверждение, и в случае если вы с ним согласны откладывать карточку в лево, если не согласны в право. Не спешите, но и задумывайтесь надолго над каждым утверждением. Пропускать карточки нельзя.

Инструкция для письменного варианта:

Перед вами 50 утверждений. Читая поочередно утверждения, ответьте согласны вы с ним или нет, ответ запишите на бланке для ответов, под соответствующим номером. Пропускать утверждения нельзя. Старайтесь не спешить, но и не задумывайтесь подолгу над каждым утверждением.

Тестовый материал

  1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.

  2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей.

  3. У меня редко бывают запоры.

  4. У меня редко бывают головные боли.

  5. Я редко устаю.

  6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.

  7. Я уверен в себе.

  8. Практически, я никогда не краснею.

  9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.

  10. Я краснею не чаще чем другие.

  11. У меня редко бывает учащенное сердцебиение.

  12. Обычно мои руки достаточно теплые.

  13. Я застенчив не более чем другие.

  14. Мне не хватает уверенности в себе.

  15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

  16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.

  17. Мой желудок сильно беспокоит меня.

  18. У меня духа не хватает вынести все предстоящие трудности.

  19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.

  20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.

  21. Мне нередко снятся кошмарные сны.

  22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.

  23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

  24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

  25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.

  26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.

  27. Я работаю с большим напряжением.

  28. Я легко прихожу в замешательство.

  29. Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.

  30. Я склонен принимать все слишком всерьез.

  31. Я часто плачу.

  32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.

  33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

  34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

  35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.

  36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.

  37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотел бы говорить.

  38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.

  39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.

  40. Даже в холодные дни я легко потею.

  41. Временами я становлюсь таких возбужденным, что мне трудно заснуть.

  42. Я — человек легко возбудимый.

  43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.

  44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя.

  45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

  46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.

  47. Я почти все время испытываю чувство голода.

  48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.

  49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.

  50. Ожидание всегда нервирует меня.

Обработка данных

Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. И ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 оценивается в один балл.

^ Интерпретация результатов

40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов — о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, 5-15 баллов — о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, 0-5 баллов — о низком уровне тревоги.

^ Ход урока (1 час).

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика



Помогает увидеть проблему урока, помогает построить гипотез, сформулировать цель урока обучающимся, оказывает психологическую поддержку.

Учатся видеть проблему, доказывать свою позицию, строить гипотезу, ставить образовательную цель, практикуют диалогическое общение, учатся принимать и конструктивно реагировать на психологическую помощь и поддержку.



Создает условия для развития творческого мышления, направляет деятельность обучающихся на поиск новой информации, новых знаний по теме урока, помогает организовать работу малых групп, создает условия для развития логического мышления и ИС (классификация и структурирование, аналогия, умение давать определения понятиям)

Работают в малых группах, осуществляют поиск учебной информации в сети Интернет, используют принципы диалогического и конструктивного общения, работают в малой группе, дают определения понятиям, составляют схемы, классифицируют самостоятельно найденную информацию, проводят аналогии, развивают ИС.



Помогает организовать учебное исследование обучающимся, создает условия для интеграции знаний из психологии и информатики, для активизации познавательного интереса у обучающихся с различными индивидуальными особенностями восприятия, содает условия для проведения эксперимента, стимулирует обучающихся на проектную деятельность.

Проводят учебное исследование, работая в малых группах, обобщают полученные данные, делают выводы, представляют полученные выводы, начинают участвовать в создании проекта, учатся контролировать свое эмоциональное состояние.



Помогает учащимся осознать первичный уровень усвоения полученной информации

Учатся формулировать и задавать вопросы, отвечают на вопросы, проводят самооценку уровня усвоения знаний



Проговаривает и записывает д/з на правой стороне доски, предлагает кинестетический образ д/з.

Записывают д/з, задают вопросы.

^ Сценарий урока.

Сокращение КИМ – компьютерное информационное моделирование.

1 этап.

Ребята, посмотрите на тему нашего урока, с каким из понятий заявленных в теме урока мы еще не знакомились,? (моделирование). Предложите в форме гипотезы и аргументируйте. Да, Из заголовка темы слова компьютерное и информационное мы используем постоянно на уроках информатики, а вот слово моделирование – реже. Какую же цель урока мы с вами может перед собой сегодня поставить?(идеи, предложения учеников)

2 этап.

Какая ассоциация возникает, когда вы слышите слово «модель» (часто говорят «фотомодель», здесь я выбираю эту ассоциацию и задаю вопрос – почему не человек, не девушка для фотографирования, а фото-модель? Что в ней интересует заказчика, а что нет, какие свойства?). Теперь я предлагаю разбиться на 3-4 группы и дальше поработать в этих группах, группы будем составлять по подобию ассоциаций, кто будет руководителем 1 группы? И т.д.

Ваше задание, дать определение понятию модель, на это вам дается 4 минуты, помните о правилах делового общения, руководитель группы отслеживает, чтобы каждый ученик высказал свое мнение, сводит во едино все определения. Высказывания групп. Теперь давайте проверим, чье из определений наиболее точно соответствует заданному. Найдите это определение в учебниках. Молодцы! (Продолжаем работать в группах с учебником) Составьте в виде схемы классификацию видов моделей и определите их, приведите примеры.

Мпрямая со стрелкой 1прямая со стрелкой 2одели

Материальные Информационные

Руководителям групп : Пока часть группы составляет классификацию, дайте задание одному из ребят найти в Интернете ответ на вопрос - Что же такое моделирование?

(Один из вариантов ответа :

Моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. )

На мой взгляд, мы уже близки к понятию КИМ. Что же это такое? (Компьютерное — компьютер является и средством, и объектом изучения, моделью является компьютерная программа.)

КИМ отражает те СВОЙСТВА реального объекта, которые нас интересуют для разрешения поставленной проблемы или задачи.

Этапы составления КИМ можно представить в виде схемы (учебник, с. 76):

^ Объект моделирования - Системный анализ - Теоретическая информационная модель - Разработка компьютерной модели - Компьютерная информационная модель

3 этап.

Предлагаю от теории перейти к практике и посмотреть, как работает моделирование как научный метод.

Давайте по предложенной схеме начнем строить КИМ по изучению уровня тревожности человека. Завершить этот проект вам будет нужно дома, работая в парах или группах.

Что будет объектом в данном случае? (психическое состояние человека – тревожность)

Для проведения системного анализа, предлагаю вам поучаствовать в маленьком эксперименте. Я вам предлагаю вспомнить ситуацию, в которой вы недавно или часто испытываете тревогу. Актуализируем это состояние. Запомнили эти ощущения? А теперь вспомните что-то очень хорошее, ситуацию, в которой вы были абсолютно спокойны и расслаблены, прекрасно себя чувствовали, возвращаемся. Предлагаю обсудить в своих группах ощущения, какие из них являются специфическими именно для тревожности? Какие из них нам нужно выделить, чтобы определить тревожность? Жду результаты через 4 минуты. (неуверенность, учащенное сердцебиение, холодеют руки, потливость, покраснение или побледнение кожи, и т.д.). Группы высказывают свое мнение о свойствах. Я говорю, что они молодцы и эти свойства во многом совпадают с теми, которые выделили в теории психологии. По этим свойствам составили тест теоретическая модель). Их задача из этой теоретической модели перейти к КИМ.

4 этап.

Придумайте и задайте друг другу вопросы по теме урока.

Например,

Что такое модель?

Приведите примеры моделей?

Какие виды моделей бывают?

Что такое информационная модель, КИМ?

По какой схеме обычно строят КИМ?

5 этап.

Д/з:

Какие еще научные методы существуют?

Составьте КИМ (Напишите алгоритм или программу) по выявлению уровня тревожности человека.

Похожие:

Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "компьютерное моделирование"
Курс компьютерное моделирование предназначен для подготовки будущих учителей с квалификацией "Учитель информатики и математики" к...
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "компьютерное моделирование"...
Курс компьютерное моделирование предназначен для подготовки будущих учителей с квалификацией "Учитель информатики и математики" к...
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "компьютерное моделирование"...
Курс компьютерное моделирование предназначен для подготовки будущих учителей с квалификацией "Учитель информатики и математики" к...
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "компьютерное моделирование"...
Курс компьютерное моделирование предназначен для подготовки будущих учителей с квалификацией "Учитель информатики и математики" к...
Урока: Компьютерное информационное моделирование icon"компьютерное моделирование электронных приборов" Методические указания...
Изучение принципов построения математических моделей физических процессов, лежащих в основе работы электронных приборов, принципов...
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУрока: «Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование»
Данному уроку предшествует выполнение домашнего задания (тренировочный тест, подготовка к контрольному тестированию) по ссылке
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconВнеклассное мероприятие педагога моу сош №2
«Компьютерное моделирование задачи баллистики при отсутствии силы сопротивления»
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУрок информатики 9 класс. Тема урока: «Моделирование как метод познания»
Цель урока: Создание условий для формирования понятия моделирование. Ознакомление с разными моделями. Уметь различать разные виды...
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Урока: Компьютерное информационное моделирование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине компьютерное моделирование
Во 2-ой части курса рассмотрены программные среды, применяемые для построения компьютерных моделей, именно
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
www.shkolnie.ru
Главная страница